#ALLSTYLES##STYLE#

Дизельное топливо: виды и характеристики

Дизельное топливо: виды и характеристики
Содержание

Казалось бы, зачем знать, что такое дизельное топливо. Приехали на заправку, заправились тем, что есть и поехали дальше. Однако, не разбираясь в том, что такое ДТ и какие его разновидности, можно серьёзно повредить двигатель автомобиля. Чтобы этого не допустить, необходимо знать характеристики дизеля. А ещё лучше хотя бы поверхностно понимать химический состав дизельного топлива. Так не придётся надеяться на честность АЗС. Вы будете самостоятельно контролировать, на чём работает ваша машина.

Итак, дизельное топливо — что это такое? Нефтепродукт. И этим уже многое сказано. То есть становится понятно, что дизель производится из нефти.

Способ получения довольно сложный, но если по-простому, то в процессе нагревания сырья, происходит разделение на разные фракции. Они различаются химическим составом, что ведёт за собой и отличия по визуальным и ощутимым характеристикам: цвету, запаху, маслянистости.

Так вот дизельное топливо — одна из получаемых фракций. Результат разделения нефти при нагревании.

Однако и это ещё не всё. Полученная жидкость остаётся сырьём, непригодным для использования. До нужного химического состава дизель доводится с помощью дальнейшей обработки. Это может быть добавление углеродов, присадок и изменение цетанового числа.

Виды дизельного топлива

Работа НПЗ над «сырым» ДТ доводит состав до нужного уровня. Причём из одного сырца получают несколько видов дизеля. Различаются они по химическому составу. Для водителя же важно понимать, что важное для него отличие — это цетановое число дизеля. В зависимости от показателя горючее будет пригодным к разным климатическим условиям.

Дизельное топливо может быть:

  • летнее — имеет самый низкий показатель цетанового числа, от 40 до 45;
  • зимнее — цетановое число выше и показатели могут варьироваться в промежутке от 45 до 51;
  • арктическое — выпускается с самым высоким цетановым числом, насколько это вообще возможно без потери свойств дизеля, то есть 51–60.

Показатель цетанового числа ниже, чем у летнего топлива, то есть меньше 40, говорит о том, что дизель некачественный. Вернее, он не подходит для двигателя современных автомобилей. Возможно, его можно будет использовать для заправки старенького трактора или некоторых силовых установок.

Цетановое число — это показатель воспламеняемости.

Чем выше число, тем легче топливо воспламеняется, при условии подачи воздуха в камеру двигателя под давлением. Соответственно, тем быстрее дизель передаёт свою энергию и машина заводится.

Если на заправке есть ДТ с числом меньше 40, однозначно оно будет дешевле. Однако это не повод его купить, даже если очень хочется сэкономить. Итогом работы двигателя на таком дизеле может стать дорогостоящий ремонт.

Если говорить о ДТ, с высокими показателями цетанового числа, среди них самым дешёвым будет летнее. Так вот его тоже не стоит покупать в зимний период — сэкономить не получится по той причине, что машина просто не заведётся. А если каким-то чудом это и произойдёт, то работать двигатель будет неровно, что также может привести к поломке.

Покупать дизельное топливо необходимо по чётким рекомендациям производителя горючего. То есть если за окном температура ниже нуля, то переходите с летнего дизеля на зимний. Живете в сложных климатических условиях — покупайте арктический дизель.

Заправлять машину зимним дизельным топливом в летний период, и надеяться, что двигатель выдаст больше мощности, не стоит. Заплатите больше за само горючее, а оно ещё, и сгорать будет быстрее. Заправляться будете чаще, а мощности большей не почувствуете.

Химический состав дизельного топлива

dizelnoe-toplivo-vidy-i-kharakteristiki2.jpg

Основной состав дизельного топлива у всех видов одинаковый. Отличается только количественные показатели компонентов. Они как раз и отвечают за то, какой продукт будет на выходе: летний дизель, зимний или арктический.

То, что важно знать, так это, чем конкретно отличаются между собой виды ДТ. Так будет понятнее, почему не стоит заправляться неподходящим вариантом для погодных условий.

О разнице цетанового числа мы уже говорили, но в таблице ниже для наглядности ещё раз укажем его с другими важными показателями. Они напрямую влияют на работу двигателя при разных температурах.

летнее ДТ

зимнее ДТ

арктическое ДТ

цетановое число

40–45

45–51

51–60

порог замерзания ДТ в топливной системе авто, °С

-10

-30

-60

плотность, кг/м3

845–865

825–845

760–820

вязкость, кв. мм/с

4–6,1

1,8 до 5,1

1,45 до 4,6


Показатели замерзания указаны средние. В некоторых случаях лучше заправить зимнее топливо, если за окном уже -5 °С, а не надеяться, что горючее выдержит и не станет слишком вязким.

На его качество могли повлиять разные условия: транспортировка до АЗС, честность сотрудников заправки и даже то, накопилась ли вода в баке вашей машины. Поэтому будет правильно всегда действовать с некоторым запасом в температуре замерзания, а не ждать предельных показателей за окном.

Отличаются виды ДТ и по температуре вспышки. Она прописана в ГОСТе 305–82 для всех видов дизельного топлива:

  • летнее — 40–60 °С;

  • зимнее — 35–40 °С;

  • арктическое — 30–35 °С.

Эти параметры не менее важны, чем вязкость и другие. Зная их, можно обезопасить себя от возгорания дизельного топлива в процессе его транспортировки и хранения.

Неверный информационный блок

Как определяют температуру вспышки

Конечно же, процесс проверки проходит исключительно в лабораторных условиях. Экспериментировать в домашних/гаражных условиях, чтобы установить температуру вспышки пожароопасно.

Процесс:

  • в сосуд из огнеупорного материала (тигель) ставят другой сосуд, в котором находится образец дизельного топлива;

  • устанавливают эту конструкцию у открытого огня, причём он должен иметь заслонку, чтобы можно было уменьшать или увеличивать поступление тепла к сосуду;

  • начинается нагрев, который останавливается каждые 2 минуты;

  • за этот период от нагрева образуются пары и когда открывают крышку, следят, появится вспышка этих паров или нет;

  • та температура, при которой появится первая вспышка и будет определять, летнее топливо, зимнее или арктическое.

Обратите внимание, что температура вспышки не равна температуре воспламенения. Это совершенно два разных определения.

Температура вспышки говорит о возгорании топлива вне двигателя. То есть в момент его перевозки.

В жарких странах, где температура воздуха может достигать на солнце более 60 °С, дизельное топливо может загореться. Возникнет пожароопасная ситуация. Такой же эффект будет присутствовать и в машинном отсеке тепловоза. Поэтому дизель должен быть максимально изолирован от естественной погодной жары.

Температура воспламенения говорит о возгорании топлива в двигателе. То есть в момент подачи воздуха под давлением.

Чем она выше, тем проще двигатель заведётся. В идеале она никогда не превысит допустимых показателей, так как в автомобилях присутствует система контроля давления и подачи топлива в камеру сгорания.

Основной химический состав ДТ

Говоря о технических показателях дизельного топлива, нельзя умолчать о его химическом составе. Углубляться мы в него не будем, а вот о главных элементах, которые делают топливо дизелем, мы скажем.

Основной химический состав дизельного топлива — это углеводороды:

  • парафиновые (алканы) — от 10 до 40 %;

  • нафтеновых (циклоалканы) — от 20 до 60 %;

  • ароматических (арены) — от 15 до 30%.

Есть в дизельном топливе и другие компоненты: смолы, сера, механические примеси и даже вода. И каждый из этих компонентов разрешён ГОСТами в определённом количестве.

Состав дизельного топлива, конечно же, зависит от НПЗ. Однако не полностью. На него влияют и другие факторы, как месторождение нефти и присадки, которые использует производитель дизельного топлива.

Горючее может отличаться химическим составом, но при этом показатели будут в пределах, разрешённых ГОСТом.

По итогу на АЗС поступает дизель хорошего качества. Главное для водителя, это залить в бак машины ту марку дизеля, которая соответствует погодным условиям.

Влияние присадок на состав ДТ

dvigatel.jpg

Как было сказано выше, в дизельном топливе могут быть присадки. Многих настораживает это, потому что были времена, когда присадки только появились в свободном доступе в магазинах России и ими стали бездумно пользоваться. Как результат — некачественное топливо, портящее двигатель.

Сегодня присадки также продаются в магазинах с автохимией. Однако, во-первых, это уже современные препараты для лечения систем машины. Во-вторых, уже не так часто требуется их использовать в принципе.

Нефтеперерабатывающие заводы при производстве дизельного топлива уже добавляют присадки. Делается это под строгим контролем — что важно. После такой добавки ДТ проходит проверку по всем параметрам, начиная от определения температуры вспышки и заканчивая цетановым числом.

Ни один вид дизельного топлива не будет выпущен с завода, если его состав не будет соответствовать ГОСТу!

Те присадки, которые сегодня добавляются в ДТ — это разрешённые компоненты. Они проверены на то, как влияют на дизельное топливо. Добавляются в горючее с конкретной целью:

  • увеличить цетановое число;

  • поднять температуру вспышки;

  • уменьшить вязкость и так далее.

Есть в дизельном топливе и такие присадки, которые защищают двигатель от образования коррозии. Могут увеличить срок хранения, уменьшить количество дыма. В общем, сделать дизельное топливо таким, как того требуют европейские стандарты.

Главная норма, которую необходимо соблюсти при производстве топлива, чтобы оно считалось европейского уровня, это сделать его безопасным для окружающей среды.

НПЗ России с начала 2000-х выпускает дизель с низкими показателями серы — главной виновницей загрязнения атмосферы. И разработки в этом направлении продолжаются во всех лабораториях, занятых исследованиями ГСМ.

Интересно, что до 80–х годов состав солярки считался одинаковым с составом дизельного топлива. Устаревшие ГОСТы были заменены на новые и сегодня ДТ и солярка — это совершенно разные нефтепродукты.   

Влить в бак автомобиля солярку и надеяться, что она двигатель будет работать с полной отдачей — заблуждение. Она имеет совершенно другие характеристики и мотор с ней даже не сможет завестись.

Температура кипения дизеля от 180–350 °С. А у соляры этот показатель: 240–400 °С. Вязкость ДТ — 4,5 мм2/с, а соляры 5–9мм2/с. Краткие характеристики уже говорят о том, что для каждого из этих двух видов топлива нужно своё устройство двигателя.